Стоит автовладелец в магазине и смотрит на два комплекта шин в одном размере, скажем, 205/55 R16. Один — за 4000 рублей за штуку, итого 16 000 за комплект. Другой — по 12 000, и весь комплект вытягивает на 48 000. Возникает резонный вопрос: а в чём, собственно, разница? Почему такой гигантский разбег в цене, и не пытаются ли нас просто обмануть? Разница между дешёвыми и дорогими шинами — это не маркетинг, а совершенно разные миры с точки зрения технологий, материалов и, в конечном счете, безопасности.
Из чего сделана бюджетная шина за 4000-5000 рублей?
Технологи на шинных заводах негласно делят продукцию на классы: A, B, C и даже D. Дешевые шины — это обычно сегмент C и D. Их главное отличие — упрощенная рецептура. Если в составе дорогой покрышки может быть до 200 различных компонентов (масла, каучуки, сажа, силика), то в бюджетной их всего 120-150. Ключевая экономия — на каучуке. В дешевых моделях львиная доля — синтетический каучук. Он дешевле и износостойкий, но на морозе дубеет, а в жару становится слишком мягким, что ухудшает управляемость. Корд (металлический каркас) в таких шинах тяжелый и простой, его задача — просто быть. Рисунок протектора часто симметричный и простой в производстве, либо «унаследованный» от старых топ-моделей. Итог: шина тяжелая, шумная, с высоким сопротивлением качению (что увеличивает расход топлива), средним сцеплением на мокрой дороге и невысоким ресурсом. Для небыстрой городской езды на бюджетном автомобиле сгодится, но для динамичной или дальнобойной — уже риск.
За что платим в шинах ценой от 10-15 тысяч?
Дорогие шины — это всегда передовой край инженерии. Их состав — это сложнейший коктейль, куда могут входить десятки видов масел, включая экзотические, вроде апельсинового, для придания специфических свойств. Корд здесь — облегченный и высокопрочный, часто с покрытием из меди или латуни для защиты от коррозии. Основные силы бросаются на разработку протектора. Инженеры годами моделируют и тестируют асимметричные рисунки, добавляют микроканавки и ламели для лучшего водоотвода, сцепления и снижения шума. Такая шина не просто катится, она активно работает. Плюс, ее делают визуально привлекательной, ведь покупатель должен хотеть ее купить. Разница настолько велика, что сравнение дешёвых и дорогих шин напоминает сравнение велосипеда и спортивного автомобиля. На мощной машине дешевая резина просто опасна. И да, исследования показывают, что экономичная шина класса «А» может снизить расход топлива на 0.6-0.7 л/100 км по сравнению с бюджетной. Так что, переплата за безопасность, комфорт и долговечность часто оказывается мнимой. Резина — это та статья, на которой экономить себе дороже.