Водители замечают, что после интенсивной поездки, особенно в жаркую погоду, вентилятор системы охлаждения автомобиля продолжает работать некоторое время даже после того, как двигатель заглушен.

Это часто вызывает беспокойство: нужно ли ждать, пока вентилятор остановится, прежде чем выключить зажигание? Ответ – да, и вот почему. Основная задача системы охлаждения – поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя. За это в первую очередь отвечает циркулирующая охлаждающая жидкость, которая отводит тепло от горячих деталей двигателя к радиатору.
Радиатор отдает тепло в окружающую среду. Но при интенсивной нагрузке, например, долгой езде по пробкам или по бездорожью, радиатор может не справиться с отводом всего тепла самостоятельно. В этом случае включается вентилятор, принудительно ускоряя процесс охлаждения и прогоняя воздух через радиатор.
Включение вентилятора сигнализирует о том, что двигатель и охлаждающая жидкость сильно нагреты. Если вы заглушите двигатель сразу после остановки, то насос системы охлаждения перестанет работать. Это важно, потому что без работы насоса прекращается циркуляция антифриза. Охлаждающая жидкость, находящаяся в радиаторе, остается там, не проходя через двигатель. В итоге, горячие части двигателя продолжат нагреваться, а охлажденная жидкость остается в радиаторе, не снижая их температуру.
К чему это приводит?
- К перегреву. Неравномерное распределение температуры в двигателе приводит к перегреву отдельных деталей, что может повредить их.
- Уменьшению ресурса двигателя. Постоянные скачки температур и локальные перегревы значительно снижают срок эксплуатации двигателя. Вместо заявленного ресурса в 300-400 тысяч километров, двигатель может потребовать капитального ремонта намного раньше.
- Повреждению турбокомпрессора. Турбокомпрессоры, работающие под высокой температурой, также нуждаются в охлаждении после выключения двигателя. Несвоевременное охлаждение может привести к их неисправности.
Раньше рекомендовали давать двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты после остановки. Сейчас достаточно 30-50 секунд. За это время турбокомпрессор успеет остыть, в двигатель поступит охлаждённая жидкость, снижая риски перегрева, а система охлаждения успеет снизить температуру двигателя до оптимального уровня.
Не стоит надеяться на то, что вентилятор продолжит охлаждать радиатор – это не решает проблему отсутствия циркуляции антифриза в системе. Даже если у вас автомобиль с атмосферным двигателем, неглубокое прогревание после интенсивной нагрузки важно для долговечности двигателя.
Даже если вентилятор продолжает работать после остановки, дайте двигателю поработать на холостых оборотах 30-50 секунд перед выключением зажигания. Эта небольшая предосторожность значительно продлит срок службы вашего двигателя и сэкономит средства на дорогостоящем ремонте.