Большинство водителей замечали, что после долгих поездок, особенно в жаркую погоду, вентилятор системы охлаждения автомобиля продолжает работать некоторое время даже после того, как двигатель заглушен.

Это нередко вызывает вопросы и беспокойство: нужно ли ждать, пока вентилятор остановится, прежде чем выключить зажигание? Ответ – да. Объясняем, почему. Главная задача системы охлаждения – поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя. За это в первую очередь отвечает циркулирующая охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), которая отводит тепло от горячих деталей двигателя к радиатору.
Радиатор, в свою очередь, отдает тепло в окружающую среду. Но при интенсивной нагрузке, например, длительной езде по пробкам или по бездорожью, радиатор может не справляться с отводом всего тепла самостоятельно. В таком случае включается вентилятор, принудительно прогоняя воздух через радиатор и ускоряя процесс охлаждения.
Включение вентилятора говорит о том, что двигатель и охлаждающая жидкость сильно нагреты. Если вы заглушите двигатель сразу после остановки, насос системы охлаждения перестанет работать. Это критично, потому что без работы насоса прекращается циркуляция антифриза. Охлаждающая жидкость, находящаяся в радиаторе, остается там, не проходя через двигатель. В итоге, горячие части двигателя продолжают нагреваться, а охлажденная жидкость остается в радиаторе, не снижая их температуру. Это приводит к:
- Локальному перегреву: неравномерное распределение температуры приводит к перегреву отдельных деталей, что может вызвать их повреждение.
- Уменьшению ресурса двигателя: постоянные перепады температур и локальные перегревы значительно сокращают срок службы двигателя. Вместо заявленного ресурса в 300-400 тысяч километров, двигатель может потребовать капитального ремонта намного раньше.
- Повреждению турбокомпрессора (если установлен): турбокомпрессоры, работающие под высокой температурой, также нуждаются в охлаждении после выключения двигателя. Несвоевременное охлаждение может привести к их поломке.
Раньше рекомендовали давать двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты после остановки. Сейчас достаточно 30-50 секунд. За это время:
- Турбокомпрессор (при наличии) немного остынет.
- В двигатель поступит охлаждённая жидкость, снижая риск перегрева.
- Система охлаждения успеет снизить температуру двигателя до безопасного уровня.
Не стоит полагаться на то, что вентилятор продолжит охлаждать радиатор – это не решает проблему отсутствия циркуляции антифриза в системе. Даже если у вас автомобиль с атмосферным двигателем, неглубокое прогревание после интенсивной нагрузки важно для долговечности двигателя.
Даже если вентилятор продолжает работать после остановки, дайте двигателю поработать на холостых оборотах 30-50 секунд перед выключением зажигания. Эта небольшая предосторожность значительно продлит срок службы вашего двигателя и сэкономит ваши деньги на дорогостоящем ремонте.