О «ленивой обезьяне» внутри нас, китайском патриотизме, о том, почему нельзя орать на учеников, и как мотивировать их на занятия боксом, - об этом и не только наша беседа с тренером-инструктором по боксу, руководителем спортивного клуба по боксу и кикбоксингу «Динамо» в Пензе, Бессоновском районе Александром Дубцовым.
Последний раз Александр выходил на ринг 20 лет назад. Сейчас для него бокс и кикбоксинг – хобби. На первом плане – тренерская деятельность. Работа с детьми в спортивном клубе «Динамо» стала его детищем.
- Помните ли вы свой первый выход на ринг?
- Конечно. Мой первый выход на ринг был против МСМК из Самары. Это был 1997 год, коммерческий турнир. Выступал по правилам тайского бокса, то есть бил во все зоны, кроме области паха. Тот бой я проиграл, поэтому и вернулся к тренировкам по боксу.
- Где тренируете детей?
- После работы в силовых структурах решил посвятить свою жизнь тренерской деятельности. И вот уже как 3 года занимаюсь любимым делом. Все благодаря моему другу, который буквально «приютил» меня в спортивном клубе, где я раньше занимался. На базе этого клуба я и открыл свой «Динамо». В моем подчинении 20 юных боксеров в возрасте от пяти лет. Тренирую их в Пензе, Бессоновке, Кижеватово.
- Насколько справедливо для бокса выражение «Тяжело в учении — легко в бою»?
- Тренеров по боксу сейчас много, а наука у нас одна, но учителя разные! Если тандема «воспитанник-тренер» нет, то на результат надеяться не приходится. Если я смотрю на ребенка и чувствую, что не мой человек, я прощаюсь с ним.
- Можете, взглянув на воспитанника, сразу сказать, насколько он перспективный?
- Мне нужно увидеть ребенка во время тренировки, оценить его желание заниматься боксом, возможности. Важна и его пластика, мысли. Только после общения с ним принимаю решение. Бывает так, что спортсмен проходит три-четыре тренировки, и потом желание исчезает, при этом некоторых приводят родители насильно. Такие дети, как правило, пассивны. Но я нахожу методы развить интерес к боксу путем, например, разговоров о том, что бокс - это занятие для души. В этом я нахожу свою отдушину.
- Если ученик переходит от одного тренера к другому, что это означает?
- Если воспитанник решил поменять тренера, значит, что прошлый тренер не смог дать необходимых знаний ему. Обучил лишь базовым навыкам. Такой поступок спортсмена уважаю и не считаю постыдным.
- Что недопустимо в тренерской работе?
- Недопустимо в работе тренера калечить воспитанника. При этом я не говорю о профессиональном спорте. Тренер в процессе подготовки воспитанника к выходу на ринг учитывает ошибки, которые допускал сам в подготовке к соревнованиям. Главное, не подпускать к турниру плохо подготовленного спортсмена, чтобы он не получил физическую или психологическую травму.