Верховный суд пояснил, можно ли водителю стоять около своего автомобиля в состоянии опьянения
Представьте ситуацию: водитель решил пропустить пивка прямо в салоне своего автомобиля во время ремонта. Для атмосферы периодически заводил двигатель — послушать, как тот работает. Бдительные соседи, заметив это, вызвали ГИБДД. Приехавшие инспекторы застали картину: гражданин в состоянии опьянения стоит рядом с машиной, у которой заведен мотор. Протокол составили на месте, не вдаваясь в детали. Мол, двигатель работает — значит, управлял. Законно ли это? И могут ли на самом деле составить протокол, если водитель стоит пьяный, но никуда не ехал?
Теория против практики: буква закона и суровая реальность
С точки зрения чистого права — нет, не могут. Статья 12.8 КоАП РФ говорит об ответственности именно за «управление» транспортным средством. Управление подразумевает движение, пусть даже самое минимальное. Если автомобиль неподвижен, а водитель просто сидит внутри или стоит рядом, формального состава правонарушения нет. Казалось бы, всё просто.
Однако на практике всё иначе. Судебная система в подавляющем большинстве случаев (те самые 99%) изначально принимает сторону инспектора. История знает множество случаев, когда водитель стоит пьяный, но никуда не ехал, а его все равно лишали прав. Мировые судьи часто принимают решение по протоколу, не утруждаясь глубоким изучением обстоятельств. Работающий двигатель трактуется как приготовление к движению, а это уже достаточный повод для обвинения.
Наглядный урок от Верховного суда
Яркий пример — дело в Москве с водителем на BMW. Мировой суд лишил его прав на полтора года за управление в пьяном виде. При этом сам водитель и (!) инспекторы ГИБДД в суде пояснили, что автомобиль был неподвижен, его не останавливали — он изначально стоял, а гражданин находился рядом. Несмотря на эти показания, первая инстанция вынесла обвинительный вердикт. Кассация его поддержала.
И только Верховный суд расставил все по местам, отменив постановление. Было четко указано: раз автомобилем не управляли, то и состава нарушения нет. Этот прецедент — лучший ответ на вопрос, могут ли составить протокол в такой ситуации. Теоретически — нет, но до Верховного суда еще нужно дойти.
Что делать, если ситуация повторилась?
Главное — не паниковать и сразу начинать собирать доказательства. Единственный способ доказать свою правоту — найти свидетелей, которые подтвердят, что машина не двигалась. Идеально, если поблизости окажутся камеры наружного наблюдения, фиксировавшие происходящее. Запись с них станет железным аргументом в суде, демонстрируя, что инспекторы подъехали к уже стоящему автомобилю.
Без такой доказательной базы шансы выиграть дело катастрофически малы. Судьи привыкли доверять протоколам ГИБДД. Так что, оказываясь в подобной ситуации, лучше сразу искать тех, кто видел, что вы никуда не ехали, иначе последствия могут быть самыми неприятными.
Вывод:
Закон на стороне водителя, но судебная система часто живет по своим правилам. Ваша главная задача — найти неоспоримые доказательства своей невиновности.