Новостной портал "Город Пенза"
23 июня, Пенза 19,4°
Курс ЦБ 78,5 90,14

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Жизнь в городе 0+

За телефон в руках водителя - ждите большой штраф. Теперь полный запрет

На дорогах расширяется применение камер, которые фиксируют такие нарушения, как непристегнутый ремень и использование телефона за рулем. В большинстве случаев камеры пользуются для этого искусственным интеллектом. Правда, не всегда удачно. Поэтому вызывают массу споров. Что конкретно камеры считают использованием телефона?

Главная картинка новости: За телефон в руках водителя - ждите большой штраф. Теперь полный запрет
Фото из архива "PRO Город"

По данным статистики Госавтоинспекции, до 70% женщин и 55% мужчин признались, что как минимум один раз создавали аварийную ситуацию из-за разговора по телефону. И это только те, кто решился честно ответить на вопрос. На практике же цифры значительно выше, хотя любой здравомыслящий водитель осознает: отвлекаясь от дороги, он навлекает на себя и окружающих феноменальную угрозу. Автомобиль был и остается транспортным средством повышенной опасности, поэтому секундное отвлечение на экран может обернуться большой бедой. Особенно в условиях городского трафика или на трассах, где счет идет на доли секунды.

Использование телефона за рулем - неочевидная, но крайне распространенная причина ДТП, которую до сих пор недооценивают многие водители. Казалось бы, простая попытка ответить на звонок, но именно в эти секунды водитель теряет контроль над ситуацией на дороге. Увы, проблема смартфона и тысяч аварий в год международная и пока непобежденная. Бороться с ней стараются во всех без исключения странах, причем в некоторых весьма жёсткими методами.

Ученые уже выяснили: телефон отвлекает внимание гораздо сильнее, чем, например, попытка попить воды или перекусить за рулем. Более того, "возвращаясь к управлению автомобилем", водитель старается оперативно среагировать на изменившуюся за время его "отсутствия" ситуацию на дороге, совершая еще больше хаотичных, необдуманных и опасных действий. Кстати, постоянное переключение внимания с дороги на экран телефона и обратно заметно утомляет: водитель быстрее устает, скорость его реакции падает, так что на возникшую на проезжей части внештатную ситуацию среагировать он попросту не успевает. И там, где могло ничего не произойти, случается ДТП. Часто серьезное, с тяжелыми последствиями. Есть и менее очевидные итоги "экранного вождения": любители чатов и переписок едут медленнее потока, держа впереди огромную дистанцию и растягивая изматывающую "пробку". Вывод из всего перечисленного можно сделать всего один: либо телефон, либо управление автомобилем. Тандем невозможен!

Запрещать водителям использование телефона за рулем начали повсеместно в начале 2000-х. Тогда еще не было тотального увлечения соцсетями и мессенджерами, а практика по возвращению внимания автолюбителей на дорогу уже была введена во многих странах. В Германии, например, всё строго: запрещено пользоваться телефоном даже тогда, когда автомобиль стоит на месте, если заведен мотор. Аналогично в Англии. В США, традиционно, законы разнятся от штата к штату. Однако в подавляющем большинстве - полный запрет: можно использовать только гарнитуры и опцию "свободные руки". В Японии за переписку или общение по телефону можно получить не только внушительный штраф (до 16 тысяч рублей), но и реальное тюремное заключение. В Израиле, на Кипре и в Туркменистане решили не изобретать велосипед. Здесь закон прямо обязывает водителей держать обе руки на руле в момент движения: пить воду, есть или предаваться вредным привычкам просто нельзя.

У нас, конечно, всё лояльнее. Курить, пить воду или кофе, перекусывать за рулем - всё это не запрещено законом. Главное, чтобы водитель не нарушал ПДД и контролировал ситуацию на дороге. Более того, если автомобиль недвижим и припаркован, телефон можно использовать без ограничений. Но, как только автомобиль тронулся с места, всё меняется. Главное табу - использование телефона при движении. Держать устройство в руке или писать сообщения категорически запрещено. При этом пользоваться навигатором и громкой связью - пожалуйста. Основное условие: чтобы руки оставались свободными, а внимание было сконцентрировано на дороге.

Более того, автопроизводители сделали всё возможное, чтобы телефон водителю был просто не нужен: навигация выводится на экран мультимедийной системы, разговаривать можно с помощью hands free, а щелкать музыкальные треки - кнопками на руле. Причем все эти опции можно установить в любой автомобиль, независимо от возраста и комплектации транспортного средства: сенсорный экран, сродни Tesla, сегодня инсталлируется хоть в "Копейку", хоть в "Запорожец" - было бы желание. Уж слишком дорого стоит водителю взгляд на смартфон, иногда даже жизни.

Именно поэтому борьба с использованием смартфонов за рулем началась и на российских дорогах. В частности, в 2020-м году появились дорожные камеры, способные фиксировать подобное нарушение. Со временем комплексы фотовидеофиксации значительно усовершенствовали: и оптически, и программно новые камеры способны весьма точно определять смартфон в руке водителя. С начала года выявлено уже более 133 тысяч таких случаев. Признаюсь, попался и сам однажды: и проводок от зарядки, и сам телефон в руке на снимке читались настолько четко, что доказать, мол, шоколадку ел, невозможно. Даже на отправленной в "Госуслугах" фотографии можно различить не только сам телефон, но и определить его марку и модель. В результате - штраф в размере 1,5 тысячи рублей, и с тех пор я больше не использую телефон во время движения.

В Московской области только весной этого года дорожные камеры начали фиксировать использование телефонов водителями. Уже зафиксировано свыше 280 таких случаев. В регионе сейчас работают отечественные комплексы фотовидеофиксации "Азимут 4", 30 из которых уже блестяще справляются с новой задачей. Специалисту остается лишь убедиться, что телефон действительно был в руке, после чего сформировать штрафную квитанцию на 1,5 тысячи рублей - и приступить к следующей задаче.

Данные, полученные с дорожных камер региона, используют для дообучения системы и расширения возможностей "умных" камер. Они помогают собрать и накопить информацию, что в перспективе позволит максимально автоматизировать процесс. Система будет самостоятельно выявлять нарушителей, существенно снижая нагрузку на инспекторов ЦАФАП. А для водителей это значит меньше поводов для обжалования ошибочных штрафов.

"В настоящий момент начали фиксировать нарушения правил пользования телефоном во время управления транспортным средством. У нас порядка 30 комплексов работают на фиксацию данного нарушения. В перспективе количество комплексов будет кратно увеличено, и мы подойдем к цифре в 300+ комплексов. Комплексы находятся на территории Московской области. Это региональные и федеральные дороги. Там, где разговор по телефону действительно влияет на безопасность дорожного движения, где высокая скорость или много поворотов. Главная цель - снизить тяжесть последствий при ДТП", - рассказал замначальника Центра видеофиксации по Московской области Евгений Митяев.

Профессия вынуждает постоянно просматривать новостную ленту. И, к сожалению, в этой ленте ежедневно находятся заголовки о чудовищных авариях: снова жертвы, разбитые автомобили и пострадавшие. Позже, когда сотрудники ГАИ разбираются в причинах случившегося, во многих случаях звучит знакомое объяснение: нарушение правил дорожного движения. А если копнуть глубже, нередко причиной оказывается простой смартфон. И только участник движения (водитель, пешеход, велосипедист, самокатчик и "моноколесник") может сделать так, чтобы авария не возникла. И нужно для этого немного - просто не нарушать ПДД. Каждому из нас такая задача по плечу. Как и любой большой путь: начать стоит с одного шага, например отложить на время поездки смартфон.

Источник

Новости партнеров