Жизнь в городе 0+

За телефон в руках водителя - ждите большой штраф. Теперь полный запрет

На дорогах расширяется применение камер, которые фиксируют такие нарушения, как непристегнутый ремень и использование телефона за рулем. В большинстве случаев камеры пользуются для этого искусственным интеллектом. Правда, не всегда удачно. Поэтому вызывают массу споров. Что конкретно камеры считают использованием телефона?

Фото из архива "PRO Город"

По данным статистики Госавтоинспекции, до 70% женщин и 55% мужчин признались, что как минимум один раз создавали аварийную ситуацию из-за разговора по телефону. И это только те, кто решился честно ответить на вопрос. На практике же цифры значительно выше, хотя любой здравомыслящий водитель осознает: отвлекаясь от дороги, он навлекает на себя и окружающих феноменальную угрозу. Автомобиль был и остается транспортным средством повышенной опасности, поэтому секундное отвлечение на экран может обернуться большой бедой. Особенно в условиях городского трафика или на трассах, где счет идет на доли секунды.

Использование телефона за рулем - неочевидная, но крайне распространенная причина ДТП, которую до сих пор недооценивают многие водители. Казалось бы, простая попытка ответить на звонок, но именно в эти секунды водитель теряет контроль над ситуацией на дороге. Увы, проблема смартфона и тысяч аварий в год международная и пока непобежденная. Бороться с ней стараются во всех без исключения странах, причем в некоторых весьма жёсткими методами.

Ученые уже выяснили: телефон отвлекает внимание гораздо сильнее, чем, например, попытка попить воды или перекусить за рулем. Более того, "возвращаясь к управлению автомобилем", водитель старается оперативно среагировать на изменившуюся за время его "отсутствия" ситуацию на дороге, совершая еще больше хаотичных, необдуманных и опасных действий. Кстати, постоянное переключение внимания с дороги на экран телефона и обратно заметно утомляет: водитель быстрее устает, скорость его реакции падает, так что на возникшую на проезжей части внештатную ситуацию среагировать он попросту не успевает. И там, где могло ничего не произойти, случается ДТП. Часто серьезное, с тяжелыми последствиями. Есть и менее очевидные итоги "экранного вождения": любители чатов и переписок едут медленнее потока, держа впереди огромную дистанцию и растягивая изматывающую "пробку". Вывод из всего перечисленного можно сделать всего один: либо телефон, либо управление автомобилем. Тандем невозможен!

Запрещать водителям использование телефона за рулем начали повсеместно в начале 2000-х. Тогда еще не было тотального увлечения соцсетями и мессенджерами, а практика по возвращению внимания автолюбителей на дорогу уже была введена во многих странах. В Германии, например, всё строго: запрещено пользоваться телефоном даже тогда, когда автомобиль стоит на месте, если заведен мотор. Аналогично в Англии. В США, традиционно, законы разнятся от штата к штату. Однако в подавляющем большинстве - полный запрет: можно использовать только гарнитуры и опцию "свободные руки". В Японии за переписку или общение по телефону можно получить не только внушительный штраф (до 16 тысяч рублей), но и реальное тюремное заключение. В Израиле, на Кипре и в Туркменистане решили не изобретать велосипед. Здесь закон прямо обязывает водителей держать обе руки на руле в момент движения: пить воду, есть или предаваться вредным привычкам просто нельзя.

У нас, конечно, всё лояльнее. Курить, пить воду или кофе, перекусывать за рулем - всё это не запрещено законом. Главное, чтобы водитель не нарушал ПДД и контролировал ситуацию на дороге. Более того, если автомобиль недвижим и припаркован, телефон можно использовать без ограничений. Но, как только автомобиль тронулся с места, всё меняется. Главное табу - использование телефона при движении. Держать устройство в руке или писать сообщения категорически запрещено. При этом пользоваться навигатором и громкой связью - пожалуйста. Основное условие: чтобы руки оставались свободными, а внимание было сконцентрировано на дороге.

Более того, автопроизводители сделали всё возможное, чтобы телефон водителю был просто не нужен: навигация выводится на экран мультимедийной системы, разговаривать можно с помощью hands free, а щелкать музыкальные треки - кнопками на руле. Причем все эти опции можно установить в любой автомобиль, независимо от возраста и комплектации транспортного средства: сенсорный экран, сродни Tesla, сегодня инсталлируется хоть в "Копейку", хоть в "Запорожец" - было бы желание. Уж слишком дорого стоит водителю взгляд на смартфон, иногда даже жизни.

Именно поэтому борьба с использованием смартфонов за рулем началась и на российских дорогах. В частности, в 2020-м году появились дорожные камеры, способные фиксировать подобное нарушение. Со временем комплексы фотовидеофиксации значительно усовершенствовали: и оптически, и программно новые камеры способны весьма точно определять смартфон в руке водителя. С начала года выявлено уже более 133 тысяч таких случаев. Признаюсь, попался и сам однажды: и проводок от зарядки, и сам телефон в руке на снимке читались настолько четко, что доказать, мол, шоколадку ел, невозможно. Даже на отправленной в "Госуслугах" фотографии можно различить не только сам телефон, но и определить его марку и модель. В результате - штраф в размере 1,5 тысячи рублей, и с тех пор я больше не использую телефон во время движения.

В Московской области только весной этого года дорожные камеры начали фиксировать использование телефонов водителями. Уже зафиксировано свыше 280 таких случаев. В регионе сейчас работают отечественные комплексы фотовидеофиксации "Азимут 4", 30 из которых уже блестяще справляются с новой задачей. Специалисту остается лишь убедиться, что телефон действительно был в руке, после чего сформировать штрафную квитанцию на 1,5 тысячи рублей - и приступить к следующей задаче.

Данные, полученные с дорожных камер региона, используют для дообучения системы и расширения возможностей "умных" камер. Они помогают собрать и накопить информацию, что в перспективе позволит максимально автоматизировать процесс. Система будет самостоятельно выявлять нарушителей, существенно снижая нагрузку на инспекторов ЦАФАП. А для водителей это значит меньше поводов для обжалования ошибочных штрафов.

"В настоящий момент начали фиксировать нарушения правил пользования телефоном во время управления транспортным средством. У нас порядка 30 комплексов работают на фиксацию данного нарушения. В перспективе количество комплексов будет кратно увеличено, и мы подойдем к цифре в 300+ комплексов. Комплексы находятся на территории Московской области. Это региональные и федеральные дороги. Там, где разговор по телефону действительно влияет на безопасность дорожного движения, где высокая скорость или много поворотов. Главная цель - снизить тяжесть последствий при ДТП", - рассказал замначальника Центра видеофиксации по Московской области Евгений Митяев.

Профессия вынуждает постоянно просматривать новостную ленту. И, к сожалению, в этой ленте ежедневно находятся заголовки о чудовищных авариях: снова жертвы, разбитые автомобили и пострадавшие. Позже, когда сотрудники ГАИ разбираются в причинах случившегося, во многих случаях звучит знакомое объяснение: нарушение правил дорожного движения. А если копнуть глубже, нередко причиной оказывается простой смартфон. И только участник движения (водитель, пешеход, велосипедист, самокатчик и "моноколесник") может сделать так, чтобы авария не возникла. И нужно для этого немного - просто не нарушать ПДД. Каждому из нас такая задача по плечу. Как и любой большой путь: начать стоит с одного шага, например отложить на время поездки смартфон.

Источник

Автор: Редакция